Неделя Торжества Православия

Неделя Торжества Православия

Неделя Торжества Православия

В первое воскресение Великого Поста отмечается Неделя Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в 9-м веке в память о победе над иконоборческой ересью. Сегодня трудно представить себе Православный храм без икон. Однако в 8-м веке появились противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса Христа и Девы Марии - это идолопоклонство.

Спор между сторонниками и противниками икон продолжался больше 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью, но в то же время сами были готовы растерзать иконоборцев.

В сложнейшей ситуации отцы церкви собираются на VII Вселенский Собор, чтобы утвердить православность почитания икон. Однако еще в течение почти ста лет верующие в отдаленных территориях империи подвергались гонениям до тех пор, пока почитание не было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в первое воскресение Великого Поста в 843 г.; а иконоборчество - официально признано ересью. Так появился особый праздничный чин Торжества Православия.

Теперь этот чин служится в храмах в первое Воскресение Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Известно, что византийская царица Феодора, в правление которой было восстановлено иконопочитание, объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!". Вероятно, с этим связано введение в службу чина анафематствования (отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В Древней Греции во времена язычества термин «анафема» обозначал нечто посвященное богу, принесённое в храм. В греческом переводе Библии он был использован в качестве обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема...» (1 Кор. 16:22). В том же послании апостол предлагает «предать сатане» того, кто взял в жены жену отца своего(1 Кор. 5:1-5). В другом послании апостол говорит, что на мучение придаётся только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась.

Убеждение, что анафема представляет собой предание сатане, стало распространённым, однако это неверно. Анафема - это не проклятие, а отлучение от Церкви лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это не столько осуждение отлучённого человека, сколько способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути.

Прообразом анафемы в раннем иудаизме можно считать отлучение от синагоги, применявшееся, в частности, к христианам, признававшим Христа Мессией. В православии анафема применялась после неоднократных попыток призвать согрешившего человека к покаянию.

Официальное провозглашение анафемы приводит к отлучению человека от таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христианское погребение. Поскольку анафема - не наказание, не клеймо на всю жизнь, а лишь способ ограждения Церкви от тех, кто может нарушить её единство, у человека, преданного анафеме, всегда была возможность вернуться обратно в лоно Церкви. Это сложная процедура, которая состоит из покаяния анафематствованного лица (как правило, публичного) и вынесении решения о его прощении.

Чин «Торжества Православия» в России постепенно подвергался изменениям. В конце 15 века в него были включены имена предводителей ереси «жидовствующих». Со временем, с усилением государственного контроля над Церковью анафеме стали предавать государственных преступников: Григория Отрепьева, Степана Разина, Мазепу. Мятежнику Стефану Глебову анафема была провозглашена уже не собором епископов, а императорским указом Петра I. Как и раньше, анафеме предавали еретиков, к примеру, старообрядца протопопа Аввакума. Позже стало принятым перечислять названия ересей без упоминания имён еретиков, вместо поминания имен государственных преступников была введена общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей».

До сих пор вызывает споры отлучение от Церкви Л.Н. Толстого. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к Патриарху с письмом, в котором просил снять с писателя анафему. Отлучение не было снято, и в ответе корреспондентам по этому вопросу Алексий II сказал: «Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?»

Анафема Л. Толстого - свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути, то есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком.

В современной жизни Православной Церкви анафема не провозглашается, но верующие люди помнят о том, что первое воскресение Великого поста - Неделя Торжества Православия - праздник победы истины.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Неделя Торжества Православия" в других словарях:

  • Чин Торжества православия — В первое воскресенье Великого поста Церковь совершает чин Торжества православия. От совершаемого пения и сам день называется Неделей Торжества Православия ( неделя в древнем русском языке означала воскресенье ). Также в этот день Церковь почитает …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Неделя Православия — Икона «Торжество Православия» (фрагмент Императрица Феодора и император Михаил III). Византия, первая половина XV века «Торжество Православия» (греч. ἡ Κυριακὴ τῆς Ὀρθοδοξίας) праздник в Православной церкви, совершаемый в первую Неделю… …   Википедия

  • Неделя православия — так называется первая Н. (воскресенье) великого поста, день совершения торжества православия, установленного в Греции в первой половине IX в., в память окончательной победы православной церкви над ересями, особенно иконоборческой. Богослужение,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • История Православия — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ — [Церковнослав. , ; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице Свет Христов просвещает всех . Литургия Преждеосвященных Даров Свет …   Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА — [Греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς] (ок. 1296, К поль 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2 ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть …   Православная энциклопедия

  • Православие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый …   Википедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… …   Православная энциклопедия

  • Вселенская Православная церковь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • Восточная православная церковь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»